Воздушный шар -
Это уникальный аппарат, летающий без двигателя и турбин. Впервые такое устройство соорудили в 1783 году братья Монгольфье.
Поэтому все тепловые летные агрегаты называют «монгольфьерами». Воздушные шары сегодня используются в качестве туристического транспортного средства и спортивного снаряда.
Каждый желающий может попробовать подняться в небо на аутентичном аэростате с профессиональным пилотом. Если вы давно мечтаете об этом, но боитесь, вам будет полезно узнать, как устроен воздушный шар. Понимая конструкционные особенности и принцип действия, будет проще побороть страх и осуществить мечту.
Воздушный шар: как устроен и из чего состоит?
Конструкция воздушного аэростата состоит из трех основных элементов:
- Купол ► Именно от формы этой части произошло название аэростата. Купол изготавливается из прочных нейлоновых материалов, например, полиэстера или полиамида. Чтобы ткань не пропускала воздух, с обратной стороны ее покрывают влагостойким полиуретаном. Для прочности и жесткости оболочка обшивается лентами в вертикальном и горизонтальном направлениях. В куполе имеется отверстие для наполнения воздухом и специальный клапан для спуска рабочей среды. Размером и количеством сегментов купола определяется грузоподъемность конструкции.
- Горелка (одна или несколько) ► Это наиболее сложный элемент конструкции, объясняющий, почему летает воздушный шар. Горелка нагревает воздух под куполом, тем самым надувая агрегат. В качестве топлива используется газ (преимущественно пропан). Современные горелки оснащаются удобными механизмами регулировки и защитными кожухами. Средняя мощность нагревательных устройств для воздушных шаров варьируется от 4500 до 6000 мегаватт.
- Корзина (или гондола) ► Этот элемент конструкции предназначен для транспортировки пассажиров или груза. Корзины изготавливаются классическим способом – из ротанга с влагостойкой фанерой на дне. Все материалы устойчивы к атмосферным явлениям и выдерживают внушительный вес. Корзина крепится к куполу специальными тросами (стропами), а уже к ней – все принадлежности для эксплуатации аэростата (баллоны с газом, аптечка, огнетушитель и т.д.).
Как летает воздушный шар?
Аэростат поднимается в небо за счет нагрева воздуха внутри купола. Горячий воздух легче холодного благодаря меньшей плотности. Очень интересно наблюдать за тем, как взлетает воздушный шар, принцип полета которого заключается в следующем:
- Аэростат укладывается на бок. Купол расправляется. Поджигается горелка. Начинается процесс нагрева воздуха.
- Нагреваясь, воздух раздувает оболочку шара, поднимается вверх и постепенно поднимает весь купол, а затем корзину.
- В корзину забираются пилот и пассажиры. Все занимают свои места, после чего корзина отвязывается от земли и начинается полет.
- Уменьшая и увеличивая температуру внутри купола, пилот регулирует высоту полета.
- При охлаждении воздуха внутри купола аэростат начинает плавно снижаться.
- Чтобы ускорить посадку, пилот постепенно выпускает горячий воздух через клапан в оболочке.
Воздушный шар, принцип действия которого уже понятен, может находиться в воздухе до тех пор, пока не закончится газ в баллонах. В среднем длительность полета составляет не больше часа. Пилот самостоятельно определяет приемлемую высоту и продолжительность путешествия, с учетом погодных условий и других факторов.
Безопасность воздушного шара
Людей, которые видят аэростат впервые, больше всего волнует его безопасность. Корзина открытая, достаточно тесная, горелка расположена близко к тканевому куполу. Внешне конструкция не внушает доверия. Но не нужно сомневаться, если рядом с вами опытный пилот.
Перед полетом пилот проводит инструктаж по технике безопасности для пассажиров. Во время движения он полностью контролирует поведение аэростата. Благодаря опыту и сноровке пилот обеспечивает комфортное времяпровождение и мягкую посадку при любых обстоятельствах.
Летные шары, накачанные горячим воздухом, максимально безопасны. Они не могут взорваться, лопнуть, сдуться (так как воздух постоянно подогревается). Туристические вылеты совершаются только при идеальных погодных условиях, чтобы минимизировать риски, связанные с порывами ветра и осадками.
Воздушный шар – увлекательный, необычный и очень интересный агрегат, несмотря на простую конструкцию и незамысловатый принцип действия. Попробовать полетать в его корзине хотя бы раз в жизни однозначно стоит. Доверьте свой досуг опытным организаторам воздушных прогулок и квалифицированным пилотам, с которыми точно не будет страшно!